KIA



 

    Статьи по диагностике

Профессия - автодиагност
Мультисканер KTS 340
Простые приборы в диагностике
Интуиция в диагностике
Диагностика ТНВД USB-осциллографом
Достоверность диагностики
Меню стенда диагностики инжекторов
Двигатель не набирает обороты


Достоверность автомобильной диагностики

Диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - определение состояния технического объекта на выявление причин неполадок и неисправностей оборудования.

Достоверность - чаще всего трактуется как понятие, отражающее уверенность субъекта в правильности своей оценки вероятности наступления того или иного события.

Достоверность также включает в себя элемент неопределенности, поскольку исчерпывающая осведомлённость об условиях и факторах практически неосуществима.

А. И. Ракитов (доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ).

Вопрос достоверности диагностики одинаково актуален как для диагноста, так и для клиента, и является не таким простым, как это может показаться. Давайте разберемся, что хочет клиент от диагностики? В чем, собственно, заключается работа диагноста? Что мешает провести диагностику правильно, а что помогает сделать достаточно верный диагноз?

Клиент обнаружил в своей машине что-то неработающее или работающее «не так». Как любой нормальный человек, он мало что понимает «в потрохах своего железного коня». Но он знает, что на машине установлен инжектор, поэтому, приезжая на сервис, произносит соответствующее рангу его машины слово диагностика. Он толком не знает, что это такое, но под этим словом подразумевает подключение к его машины сканера, который через свои электронные мозги обследует все внутренности машины и восстановит ее нормальную работу. В общем, сканер покажет все, а в случае явной поломки укажет, какой именно предохранитель надо заменить или, в худшем случае, какой датчик. Больше всего клиент хочет, чтобы сканер уменьшил расход топлива, потому что у его знакомых он меньше. На вопрос о его расходе, не задумываясь, отвечает, на сколько рублей он заправился и сколько на них проехал. Во время диагностики клиенту очень нравиться наблюдать из-за плеча диагноста за его действиями, периодически интересуясь результатом, начиная с момента подсоединения сканера к машине. Конечно, это несколько ироничное описание, но примерно в таком ракурсе клиентами понимается диагностика.

Сам мастер, занимающийся диагностикой, понимает, что диагностика - это всего лишь определение с помощью сканера или иного оборудования причины неисправности, без значительных разборок проверяемых агрегатов. Потому что диагностика и разборка - действия несколько не совместимые и называемые уже какдефектовка. Ктому же, он прекрасно понимает, что возможности сканера -не безграничны. А то, что производители машин делают в последние годы, уже похоже на явный «перебор», чем на здравый смысл: чтобы узнать, почему не работает клаксон, вместо проверки соответствующего реле, его цепей и предохранителей, надо смотреть текущие параметры сигналов по цифровой CAN линии в совершенно далеких по назначению блоках. При этом надо помнить обо всех «усовершенствованиях» на «продвинутых машинах». К примеру, с открытым капотом дворники вообще работать не будут, а с открытой дверью не будут работать с паузой. Также не закрытая дверь водителя не позволит тронуться машине с места, не сообщая Вам, почему она не хочет этого делать. Вспоминается поговорка, что технический прогресс стал возможен, благодаря разделению труда. Теперь одни создают трудности, а другие их преодолевают.

Хуже всего приходится мелким гаражным станциям, которые «не от хорошей жизни» вынуждены заниматься практически всеми марками машин. При этом, как назло, попадаются машины, на которые имеющиеся электрические схемы не совсем подходят. Мультисканер частенько отказывается с ними связываться, предлагая сначала точно выбрать запутанную конфигурацию машины, а затем, кое-как связавшись, показывает большей частью нереальные данные. Также на некоторых марках машин интересна краткая расшифровка считываемых ошибок, которая еще предполагает расшифровку этой расшифровки, потому что состоит из первых букв каждого слова, и больше способна запутать, чем дать представление о причине неисправности. Естественно, о полноценной диагностике говорить уже трудно. Тут просто пройтись по некоторым пунктам в меню сканера, к примеру, для активации необходимых при проверке элементов, больше похоже на игру в «русскую рулетку». При этом некоторые клиенты с удовольствием готовы Вас обмануть или, как говорят «обуть», только потому, что они думают, что Вы готовы поступить с ними так же.

На дилерских станциях дело обстоит не намного лучше. Хотя, казалось бы, для полноценной диагностики все есть: дилерский сканер и соответствующие мануалы, машины одного производителя, с которыми можно сравнить неисправную или переставить для проверки датчик. Но на некоторых процветает противоположность здравому смыслу в виде жестких норм времени. Как будто диагностика - это одинаково повторяющийся процесс, не предполагающий никаких отклонений. В таких условиях и неисправности могут диагностироваться только одинаково повторяющиеся и не имеющие никаких отклонений. К тому же экономические аналитики, мало что понимающие в диагностике, давно высчитали, что держать на сервисе толкового диагноста не имеет большого смысла. Можно взять с улицы любого работника и немного подучить. Но главным требованием к кандидату является лояльность к станции. Нестандартные неисправности все равно прибыли не приносят. Если станция потеряет несколько клиентов - это небольшой урон...

Как уже упоминалось, диагностика - это определение неисправности без значительных разборок самого диагностируемого объекта. Но как можно, не видя самой поломки, а только предполагая причину, точно сказать, что неисправно, и что именно данная неисправность является всей причиной неисправности. Любое предположение не может дать 100% гарантию до тех пор, пока мы не разберем узел и воочию не увидим, что это действительно так. А разобрав узел, не всегда можно увидеть саму неисправность именно по тому, что мы уже разобрали этот узел. Как нам увидеть то, что невидно, как заглянуть туда, куда не заглянешь? Диагност - обычный человек, у него нет супер-возможностей, но при этом он может, посмотрев на машину, сказать, что в ней неисправно. Он действительно, иногда без проверок, может найти неисправность. Но при этом он всегда рискует дать неверный диагноз, основывая его только на своем опыте и некоторых незаметных для других отличий в проявлении самой неисправности. Эти незаметные отличия может видеть любой, но не все знают, в чем эти отличия заключаются. Да и сам диагност о них бы не знал, если бы до этого не пользовался специальными приборами и приспособлениями, которые применяет для диагностики. Это говорит лишь о том, что с данной неисправностью диагност сталкивается уже не в первый раз, и в этом случае для постановки диагноза достаточно имеющихся отличий. Если сравнить стоимость возможной ошибки в диагнозе и стоимость подтверждения правильности диагноза, то не всегда стоимость вознаграждения за диагностику может покрыть стоимость подтверждения неисправности.

Простой пример. Иногда при езде по трассе загорается лампочка «Check Engine», и записывается ошибка по температурному датчику двигателя. При подключении сканера, в текущих данных датчик показывает реальную температуру. Шевеление разъемов и жгутов проводки не влияет на показания температуры, поэтому имеется большая вероятность, что это не дефект проводки. Есть предположение, что от перепадов температуры в датчике образовалась микротрещина, которая размыкает измерительную цепь при хорошем прогреве двигателя. Чтобы это подтвердить, надо вывести свои провода от датчика в салон машины, и ездить пока не появиться неисправность. Только в этот момент можно подтвердить или опровергнуть предположение о внутреннем обрыве датчика. Но если Вы запросите фактическую стоимость проверки, то она может оказаться больше стоимости самого датчика. Вероятно, что клиент уедет от Вас недовольный даже при правильно проведенной диагностике и правильно поставленном диагнозе. Хотя можно сразу приговорить этот недорогой датчик, который частенько выходит из строя. Взяв за это немого денег, не тратя свое и клиента время. Но без подтверждения всегда есть некоторая вероятность, что микротрещина, к примеру, находится в пайке блока управления двигателем, а не в датчике, как мы предполагаем. Дилемма! Проверять или не проверять - вот в чем вопрос. Поэтому при каждой диагностике мастер идет на сознательный риск. Проверить все за очень ограниченное время просто невозможно. При этом он рискует даже при правильно поставленном диагнозе.

Если в ближайшее время на машине появиться иная неисправность, то клиент будет считать виновным в этом диагноста. Для занятия диагностикой нужны крепкие нервы, логическое мышление и хорошая наблюдательность. Как и все наукоемкое, диагностика не приносит значительной прибыли и постоянно требует финансовых вложений в свое развитие. Хотя некоторые диагносты умудряются зарабатывать большие деньги, просто меняя фантики с распечатанными сканером ошибками на денежные купюры, с умным выражением лица и заумными фразами, плавно вытесняя клиента к выходу. К сожалению, таких диагностов, умеющих только потереть ошибки и сослаться на плохой бензин, сейчас стало не так мало.

В общем, стоимость диагностики больше определяется не сложностью неисправности, а сложностью ее подтверждения. Есть еще обстоятельство, снижающее достоверность диагностики. И заключается она в том, что ни одна из имеющихся проверок не может дать уровень достоверности близкий к 100%. То есть, по результатам одной проверки рискованно ставить диагноз. Но есть простое решение, поднимающее достоверность почти до 100%. Это использование нескольких разнотипных проверок одной и той же неисправности, в сумме дающих результат выше, чем каждая проверка в отдельности. Это можно сравнить, как если бы мы смотрели на недостаточно видимый объект не только обычным взглядом, а и в инфракрасном, и в ультрафиолетовом свете, и даже через рентген. Сравнив эти изображения, мы увидим то, что не позволяет видеть каждый из способов в отдельности. Это очень эффективное решение. Но тогда у нас увеличивается затрачиваемое время и стоимость диагностики. Но и тут есть выход, надо стараться использовать уже опробованные и менее затратные способы проверок. Пусть они будут по отдельности не такие достоверные, но в сумме использования методов достоверность получится высокой. Интересно то, что ничего нового в этом способе нет, и мы почти все время пользуемся им, даже не задумываясь над этим. Возьмем для примера сканер, который из всего диагностического оборудования является наиболее быстрым и эффективным способом диагностики. Считав ошибки, мы делаем первую проверку, получив коды неисправностей. Затем делаем еще проверку, считав так называемые «замороженные данные» небольшой таблицы текущих параметров в момент появления самих ошибок. Далее мы смотрим текущие параметры, которые имеются на данный момент, и проверяем, насколько они соответствуют реальным условиям. Если необходимо, используем еще проверки, активируя со сканера исполнительные механизмы. В меню сканера можно найти и иные тесты, но при простых неисправностях обычно хватает и этих. А что такое сложные неисправности, и чем, собственно, они отличаются от простых? В принципе, это бывшие простые неисправности, но проведенные проверки не дали подтверждающие результаты. Иными словами, сложность неисправности возрастает с увеличением сложности подтверждения неисправности. Одна и та же неисправность может быть как простой, так и сложной. Это зависит от знаний и опыта диагноста, от имеющегося у него оборудования, ремонтной информации в виде схем и мануалов. А так же информации от клиента об условиях появления неисправности и возможности создания таких же условий для ее появления и подтверждения. При этом каждый из перечисленных факторов играет важную роль. Даже хороший мастер с лучшим оборудованием может потратить уйму времени в поисках иногда проявляющейся неисправности и ничего не найти. А в другом сервисе начинающий мастер сразу найдет эту причину только потому, что в этот момент неисправность проявится.

Как уже упоминалось, возможности сканера - не безграничны. Достаточно неисправностей, которые сканер выявить не может. Сканер выдает информацию на основании установленных на машине датчиков. А производитель устанавливает только те датчики, которые необходимы для работы машины, и не всегда они подходят для диагностических целей. Поэтому разработчики стали использовать более эффективное решение, называемое мониторингом неисправностей: во время движения машины автоматически запускаются программные тесты, незаметно для водителя изменяющие параметры работы машины так, чтобы имеющиеся датчики могли выявить отклонения в работе систем. Но эти мониторинги запускаются только при соблюдении определенных условий: нагрев двигателя до определенной температуры, движение машины с определенной скоростью, нагрузкой и многими другими факторами. И, конечно, если исправны все датчики, и предыдущие по статусу мониторинги были уже проведены. Так что не удивляйтесь, когда после диагностики и замены неисправного датчика, клиент вернется с претензией, что после Вашего ремонта у него снова загорелась лампочка «Check Engine».

Диагностическое оборудование состоит не только из сканера. Следующим по эффективности является многоканальный цифровой осциллограф. Данный осциллограф разрабатывался специально для диагностики, назван мотор-тестером. Потому что помимо обычных функций осциллографа, может программно обрабатывать снимаемые с машины сигналы и давать заключение о состоянии некоторых проверяемых узлов. Во многих дилерских мануалах обязательно имеются описание проверок осциллографом и картинки правильных сигналов. К сожалению, не многие умеют осциллографом пользоваться. Особенно диагносты дилерских станций, в основном из-за тех же норм времени на диагностику. Зато в гаражных сервисах он пользуется большей популярностью, потому что в этих сервисах нет дилерских сканеров под каждую марку, не всегда имеются дилерские мануалы, и редко бывают похожие машины, чтобы сравнить с неисправной. Но давать результат надо достоверный, ведь с маленькой станции и «спросить» легче, чем с большой дилерской. Так в чем же преимущество осциллографа, хотя добраться до нужного датчика бывает не всегда возможным. Осциллограф хорошо показывает быстро меняющиеся сигналы, к примеру, датчиков коленвала, распредвала, или высоковольтную форму искры. Тогда как самый лучший сканер с этим не справляется. Но не это главное, иногда трудно получить высокую достоверность проверок с помощью одного сканера, ведь с очень большой условностью их можно назвать разнотипными. Тут дело не в том, какой прибор лучше, а в том, что лучше уметь пользоваться всеми инструментами и комбинировать их для получения менее затратных, но при этом достаточно достоверных проверок. К примеру, возьмем ситуацию, когда имеется машина с жалобой на недостаточную динамику. Забегая вперед, скажу, прошивает свечной наконечник 2 цилиндра. В памяти неисправностей имеются две ошибки, Р0300 (обнаружены пропуски воспламенения смеси) и Р0302 (пропуски воспламенения смеси во 2 цилиндре). На ощупь рукой ощущаются редкие сбои выхода потока газов из выхлопной трубы. В первую очередь, нам надо определиться: пропуски воспламенения имеются только во 2 цилиндре или и в других цилиндрах тоже. Если мы сотрем ошибки для подтверждения кодов, то маловероятно, что ошибки тут же появятся. Не все блоки управления двигателем выдают числовые параметры о неровной работе цилиндров. Мы пока можем в текущих параметрах оценить величину адаптации по топливной смеси. Можно по очереди отключать управление форсунок, но это эффективно при диагностике почти постоянных пропусков воспламенения в одном из цилиндров. То есть результаты проверок у нас есть, но указать причину неисправности по ним пока нельзя. Теперь подключаем щуп осциллографа к датчику коленвала и вешаем датчик Сх на высоковольтный провод 1 цилиндра. Делаем запись с перегазовками и обрабатываем ее плагином CSS, разработанным Андреем Шульгиным. По графикам мы сразу видим, в каких цилиндрах имеются пропуски воспламенения, имеется ли по отдельным цилиндрам снижение их вклада в работу двигателя. Если дроссельная заслонка с механическим приводом, мы увидим, уменьшена ли компрессия и в каких цилиндрах. По форме графиков мы уже можем определить практически достоверную причину неисправности. Причем плагин CSS позволяет определять не одну, а возможный спектр неисправностей. То есть мы при небольших затратах времени можем сказать не только, в чем эта неисправность заключается, но и оценить наличие других неисправностей. При этом не стоит забывать о проведенных сканером проверках, так как в любом случае его показания будут полезны для постановки суммированного диагноза и при этом будут так же малозатратны.

Но бывают ситуации, когда до датчика коленвала добраться очень сложно. Тогда можно воспользоваться другим способом. Взять Dx датчик разряжения, поднести его к выхлопной трубе, и через усилитель, совместно с датчиком Сх, по искре 1 цилиндра оценить равномерность пульсаций выхлопа, как это мы делали рукой вначале. Данный способ позволяет на холостых оборотах выявить даже редкие пропуски воспламенения. Не составит труда определиться, какому цилиндру принадлежат эти пропуски, отключив на несколько секунд любую форсунку. Зная номер ее цилиндра, и по порядку работы можно высчитать «сбойный цилиндр».

Имеется большое количество малозатратных проверок, не только с помощью сканера и осциллографа, а и другими приборами и приспособлениями. Сделать их краткое описание сейчас просто не представляется возможным. Смысл в том, что каждый раз надо творчески подходить к диагностике. Одну и ту же неисправность всегда можно проверить разными способами. Надо только остановиться, посмотреть вокруг, и почти всегда можно увидеть, чем и как можно определить неисправность. Мастерство диагноста состоит не в том, чтобы сделать предположение, а в том, чтобы его достоверно подтвердить, и при этом как можно менее затратными способами. Ведь от этого и зависит прибыль диагноста от соотношения затрат к результату. Очень важно чувствовать, до какого уровня необходимо доводить достоверность. Особенно когда нам недоступна полная информация, осложняемая высокой ценой за ошибку. Тут каждый решает сам, сколько оставить неизбежной неопределенности, чтобы быть достаточно уверенным в правильности поставленного диагноза.

Андрей Бежанов
Авто-Мастер


 
© 2016 г.
manual-yamaha@narod.ru

Яндекс.Метрика