KIA



 

    Статьи по диагностике

Профессия - автодиагност
Мультисканер KTS 340
Простые приборы в диагностике
Интуиция в диагностике
Диагностика ТНВД USB-осциллографом
Достоверность диагностики
Меню стенда диагностики инжекторов
Двигатель не набирает обороты


Диагностика ТНВД Common Rail USB-осциллографом

В рамках идеи взаимопомощи участников Объединения автосервиса и тюнинга хочу рассказать об использовании недорогого оборудования для диагностики современных систем впрыска, а именно ТНВД Common Rail. На последнем Слёте я имел честь выступить с этой информацией, но доклад получился весьма сжатым (уж простите, регламент выступлений на мероприятии был достаточно жестким). Так вот хочу, так сказать, реабилитироваться в глазах общественности.

Не приходится сомневаться, что характеристики ТНВД Common Rail, отвечающие за запуск автомобиля, на автомобиле диагностируются достаточно просто и точно. И оборудования для этих целей предостаточно. Но у нас на станции встал вопрос о диагностике заранее (где-то) демонтированных агрегатов. К тому же после банальной замены ремкомплекта хотелось бы точно знать, что насос по-прежнему исправен (иногда во время сборки что-то может пойти не так)...

Таким образом, нам понадобилось оборудование недорогое, закрывающее как можно большую группу систем, и чтоб перспектива была.

Выбор остановился на продукте небезызвестной фирмы, находящейся в славном городе Хмельницком. Возможности оборудования заслуживают внимания:

• одновременное управление 3-мя клапанами регулировки давления (1 высокого и 2 низкого);

• контроль давления в накопителе;

• синхронизация по частоте вращения;

• контроль безопасности: блокирует поднятие давления, если не закрыт предохранительный щиток;

• предполагает безмензурочный способ измерения подачи и обратки;

• синхронизируется с инжекторами Common Rail и измеряет их перетоки/наливы;

• отображает все полученные данные с пересчётом фактических величин, средних величин, разницы; сопоставляет данные с количеством циклов и частотой вращения;

• удобный пользовательский интерфейс и даже встроенные тест-планы на некоторые ТНВД (рис. 1-5).


Рис. 1.


Рис. 3.




Рис. 5.

Неплохо. Но так как у нас не стоял вопрос диагностики комплекса Common Rail, а лишь единственного его элемента, а принцип «чем проще - тем лучше» никто не отменял, и поскольку на некоторые наши вопросы от производителя оборудования комментариев не последовало, мы отказались от использования заданного интерфейса.

На самом деле, от ТНВД Common Rail требуется лишь одно - создать давление. Количество подаваемого топлива (производительность) можно выразить временем, необходимым для поднятия заданного давления. А условием проверки можно выбрать любой неблагоприятный режим работы, при котором заданные значения могут быть достигнуты. Как мы знаем, неблагоприятными режимами работы насоса любого типа является пониженная интенсивность воздействия. В нашем случае - сравнительно невысокая частота вращения.

Так вот. Приобрели USB-осциллограф, управляющий аппарат, про который говорилось выше, б/у топливный аккумулятор, погружной подкачивающий насос (для ТНВД, не оснащённых собственным ТПН) - и поехали!


Рис. 6.

Поле измерений выглядит очень просто (рис. 6): по оси X отображается время с изменяемым масштабом, а по оси Y - собственно давление.

Результатом замеров является график (рис. 7), который и подлежит изучению. Процедура диагностики занимает 3-5 минут. Дольше ставить на стенд.


Рис. 7.

Вот пример графика, полученного в боевых условиях (рис. 8). Рассматривая его подробнее, можно охарактеризовать состояние плунжеров как удовлетворительное (рис. 9а), так как пиковое давление весьма высоко (1471,0 bar). А вот группа клапанов, обслуживающая секцию высокого давления, оставляет желать лучшего - время роста давления составляет 1,273 сек. при норме 0,6 - 0,9 сек. Также не в пользу нагнетательных клапанов отрезки графика, где отображается режим стабилизации давления (рис. 9б). Повышение амплитуды колебаний давления в топливном аккумуляторе чревато произвольным прекращением работы двигателя под нагрузкой. Нормальный диапазон колебаний - до 30 бар. Чем ближе амплитуда к 100 барам, тем выше шанс, что автомобиль будет глохнуть. Если рассмотреть показанный график стабилизации подробнее, увидим, что из трёх топливных секций только одна работает с меньшей производительностью (рис. 10). При желании можно синхронизировать график с частотой вращения и узнать, какая именно секция требует внимания.


Рис. 8.


Рис. 9 (а - б).


Рис. 10.


Рис. 11.

На ТНВД, оснащенных собственным ТПН, исправность ТПН имеет огромное значение. Хотя проверки ТПН регламентируются только его способностью создавать давление, не все дефекты можно определить по манометру. Вот пример влияния неисправного ТПН на блок высокого давления ТНВД (рис. 11). При этом давление ТПН соответствовало заданным характеристикам.

Олег Белоносов
Авто-Мастер


 
© 2016 г.
manual-yamaha@narod.ru

Яндекс.Метрика